Сайты отзывов, будущее интернета
С тех пор, как интернет начал развиваться, возможность быстрого отклика на любое явление стало его неоспоримым преимуществом. Что бы кто бы не сделал − сразу реакция становится ясна.
К этому явлению традиционные СМИ оказались совершенно не готовы. Раньше реакция на любое явление было довольно отсроченной. Скажем, телевидение снимает сериал. Его смотрят все свои, говорят − нормальная тема, публика будет в восторге. Начинают монтаж, запускают рекламу сериала, преподносят явление как будущий культовый сериал. Сериал показывают неделю, откликов ни каких. Ну думают − народ еще не просек, не привык. Показывают месяц. И тут наконец становится просто очевидно − сериал не пошел.
Причин, почему публика не приняла то или иное явление культуры, может быть множество. И ругать ни сценаристов, ни режиссеров, ни продюсеров не за что − они хотели как лучше. Просто так случилось, что то, что нравится их внутреннему кругу, оказалось не слишком интересно кругу массовому.
А между тем, на каждом этапе создания сериала, от написания идеи, через написания сценария, через кастинг актеров до съемок и монтажа можно услышать самые разные отзывы о проекте. При чем как положительные, так и отрицательные. Причем чаще всего отрицательные мнения пользователей гораздо более полезны. Но главная ценность интернет сайтов отзывов в том, что их оставляют самые разные люди: с разным образованием, с разными интересами, разных возрастов, разных профессий и прочее.
Я не случайно привел сериал в качестве примера. Съемка телевизионного сериала очень похоже на любое современное производство. В нем есть место и творческому процессу, и рутинным мероприятиям. Любое производство проходит этапы от идеи, через разработку, наладке производства к продажам. Конечно, в телевизионном продукте больше творчества, путь от идеи до налаженного производства короче, меньше технических вопросов, больше интеллектуального вклада, меньше сырья. Но в целом процесс создания продукта похож.
Итак, представим ситуацию, когда создатели начинают любую идею сначала проверять на публике. Можно найти любой проект из данной ниши, которые сейчас плодятся, как грибы после дождя: например сайт отзывов покупателей IRecommend.ru или сервис Отзовик. Пишете свою идею, и следите за реакцией. При чем желательно писать именно на стороннем сайте, потому что на официальном площадке местные фанаты могут дать завышенную оценку, или просто публика испугается модерации. А так, можно писать что хочешь, пусть даже ругают по черному. Главное уметь выделить разумные комментарии от пустых.
Примерно таким же образом можно получить отзывы о будущем автомобиле, например. Ищем проекты/страницы с заметками об автомобилях. Например, об автомобилях Toyota. Пишем там о концепте якобы Тойоты. И ждем реакцию. Конечно, желательно, находить такие ресурсы, в которых уже сформировано сообщество, желательно конструктивно настроенное. Главное, чтобы оно не было сильно подконтрольно именно вашему предприятию, иначе оценки не будут разнообразными.
Долгое время практиковались так называемые фокус-группы − это люди, которые собирались в одном месте и обсуждали разные вопросы. Однако интернет-отзывы могут оказаться гораздо более эффективным методом. Они дают большую разность во взглядах, большую аудиторию, больше ценных советов. Но главное − большую независимость.